Главная » Ресурсный центр НКО » Новости НКО » Выход есть: как НКО справляться с кризисными ситуациями

Выход есть: как НКО справляться с кризисными ситуациями

11 октября 2018

Какие бы полезные и добрые инициативы ни придумывали некоммерческие организации, всегда найдутся люди, которые воспримут их негативно, и вы окажетесь в ситуации конфликта, говорит Светлана Колосова, президент консалтинговой группы «Старая площадь». Но кризисных ситуаций не нужно бояться, с ними сталкиваются все. Нужно принять, что такие ситуации неизбежны, и научиться их преодолевать, отмечает эксперт.

Не всякая проблема автоматически превращается в кризис. Конфликт разрастается, если организация невнимательно отнеслась к проблеме, не разработала план кризисного реагирования или действовала неумело. А катализатором чаще всего становятся соцсети и СМИ.

Светлана Колосова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Слишком новое — опасно

По словам Светланы Колосовой, больше половины людей не готовы меняться и с опаской относятся ко всему новому. Поэтому слишком инновационные проекты чаще подвергаются критике. Новизна информации, которую НКО доносит до публики, не должна быть больше 15%.

«Общество нужно приучать к новому постепенно, — объясняет эксперт. — В качестве помощников можно взять экспертов, чтобы адаптация к этим идеям была мягче».

Управляйте репутацией

Хорошая репутация помогает выйти из кризисной ситуации с меньшими потерями. Если ценность организации определяется ее репутацией и известностью, материальные потери не окажут на нее существенного влияния.

Все хорошее, что о вас говорят, сыграет вам на руку в момент кризиса. Например, вы можете ссылаться на свой большой опыт и лучших экспертов. Но для того чтобы репутация соответствовала желаемому образу, ей нужно управлять. Она не должна формироваться стихийно, уточняет Светлана Колосова.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Цена молчания

Рано или поздно все ошибаются, и эта ошибка может стоить дорого: от потери репутации, денег — до жизней людей. Но последствий можно избежать, если люди, которые заметили ошибку, сообщат об этом. Поощряйте своих сотрудников не бояться высказать свое мнение.

«В наших компаниях мы поддерживаем принцип — цена молчания выше, чем цена ошибки. Если вы чувствуете, что у нас могут возникнуть проблемы с проектом, говорите об этом. Элемент благодарности за правду, которая предотвращает ошибки, — это крайне важный показатель в кризисном менеджменте. Ошибку лучше не допустить», — добавила Колосова.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Не поддаваться эмоциям

В кризисной ситуации людям свойственно чересчур эмоционально реагировать на произошедшее, искать виноватых, ретушировать подаваемую информацию так, что она начинает действовать против вашей организации.

«Чаще всего о проблеме говорят с негативным отношением, с точки зрения пострадавшего. И в этом случае люди всегда склонны поддерживать слабого — того, кто борется с властью, с начальником… То есть на нас сваливается информация, которая уже повернута не в нашу пользу. Кто-то ей уже управляет, мы опоздали. И идеального решения в этой ситуации нет. Это черный ящик. Нужно экспериментировать», — объяснила Светлана Колосова.

Эксперт рекомендует вместо эмоций переходить к информативности и сделать все причинно-следственные связи понятными и открытыми. Отмалчиваться в данном случае не стоит — информационный вакуум быстро наполняется негативными домыслами.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Без хаоса и негатива

Все коммуникации вашей организации в кризисной ситуации должны быть упорядочены. Желательно выбрать одного человека, который будет общаться со СМИ, чтобы в публичное пространство не поступали разрозненные сведения.

Информация при этом должна быть однозначной. «В пресс-релизах я часто сталкиваюсь со «слабыми» глаголами. «Мы постарались осветить ряд моментов, договорились о дальнейшем сотрудничестве…». Вроде как осторожничаем, чтобы не навредить, но из-за этого информация становится неоднозначной, и наша деятельность нивелируется», — рассказала Светлана Колосова.

Несмотря на то, что конфликт — негативное явление, не стоит акцентировать внимание на плохих сторонах ситуации, в которой вы оказались. Вашей организации такая неизвестность не нужна. Для описания проблемы используйте позитивные идеологемы, связанные с успехом, благом, радостью, счастьем. Положительными сторонами конфликта могут быть приобретение опыта или малые потери.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как подготовиться к выступлению на публике

Во время кризисной ситуации нередко приходится выступать публично. Выберите несколько основных вопросов, на которые необходимо обратить внимание и остановитесь на них. Позиционируйте себя как открытую организацию, которая готова отвечать на вопросы.

Желательно использовать яркие примеры и знать, какие фрагменты вашей речи могут быть использованы в качестве цитаты.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

В кризисной коммуникации важно:

По словам Светланы Колосовой, также стоит помнить, что в кризисной ситуации важно сотрудничество.

«Нетворкинг — это часть антикризисной стратегии. Важно объединить вокруг себя людей, которые вас поддерживают, вам доверяют и выступают вместе с вами», — подытожила эксперт.

Презентация Светланы Колосовой доступна здесь.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Мастер-класс проводится в рамках медиаклуба «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

По материалам  www.asi.org.ru






            

                

       

  


             


      






Великий Новгород, ул. Мусы-Джалиля - Духовская, 23
8(8162) 73-81-85, nrofsnp@gmail.com