ПАРТНЕРЫ ФОНДА

















Главная » Ресурсный центр НКО » Новости НКО » Плюсы и риски законопроекта о правовом статусе НКО — исполнителей общественно полезных услуг

Плюсы и риски законопроекта о правовом статусе НКО — исполнителей общественно полезных услуг

16 ноября 2021

10 ноября в Общественной палате РФ прошли нулевые чтения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона Об общественных объединениях».

Законопроект разработало Минэкономразвития РФ. По словам председателя Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ Елены Тополевой, у законопроекта была непростая судьба, над ним работали полтора года. 

Из основных нововведений проекта — распространение мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) на социально ориентированные НКО, совершенствование отчетности НКО и прозрачности всего сектора. 

О чем законопроект 

Статьи 1 и 2

Как рассказала заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая, статьи 1 и 2 законопроекта совершенствуют систему отчетности благотворительных организаций и общественных объединений.

Благотворительные организации сдают общий отчет, как НКО, и отдельный, как благотворительная организация. В законопроекте Минэкономразвития оставило оба отчета, но соединило их по времени. Планируется, что их нужно будет сдавать в одни и те же сроки.

Статья 3 

Согласно третьей статье законопроекта, на едином портале бюджетной системы РФ хотят размещать информацию о финансовой поддержке НКО. Это нужно для открытости и доступности информации о мерах поддержки.  

Статьи 4 и 5 

По тексту законопроекта, на СО НКО хотят распространить меры поддержки, которые оказывают субъектам МСБ. А именно — предоставлять консультативную помощь, поручительства и независимые гарантии, микрозаймы от инфраструктуры поддержки МСБ (статья 4) и сократить сроки проведения проверок надзорными органами (статья 5). По словам  Елены Иваницкой, инфраструктура поддержки МСБ — большая сеть, которая есть в каждом регионе. По мнению Иваницкой, особенно здесь важны льготные кредиты для СО НКО. 

«Понятно, что в прошлом году пандемийная история вывела НКО на банки в гораздо большем объеме, чем было до этого.

И банки узнали об НКО, как субъектах экономической деятельности, устойчивых и занимающихся деятельностью, приносящей доход. Я думаю, что как только законопроект будет принят, мы будем отрабатывать эту ситуацию с Центробанком и инфраструктурой поддержки МСБ, чтобы они поняли, что с нашими организациями можно и нужно работать», — отметила Иваницкая. 

Путин предложил обязать госзаказчиков закупать не менее 25% товаров у НКО и МСБ
Подробнее

В законопроекте указано, что инфраструктура поддержки МСБ должна будет вести специальный реестр НКО, получающих помощь. 

Согласно статье 5 законопроекта, предусмотрено изменение сроков проверки НКО. По аналогии со сроками, установленными для МСБ, планируется, что проверки будут не более 15 часов в год. Это коснется организаций со штатом не более 15 человек и годовым доходом не более 120 млн рублей. 

Почему это важно

По словам Артема Шадрина, директора института социально-экономического проектирования ВШЭ, основная задача законопроекта — культурно и содержательно сблизить форматы поддержки некоммерческих организаций и предпринимателей.  

«Важно, чтобы к поддержке НКО и предпринимательства, в том числе социального, относились равно. Потому что основная общая задача — повышение качества и доступности услуг в социальной сфере», — отметил Шадрин.  

В чем риски

Светлана Маковецкая, директор Центра «ГРАНИ», председатель профильной комиссии СПЧ, обращает внимание на риски, которые могут возникнуть при реализации законопроекта. 

Достаточно опасным Маковецкой кажется возможность поглощения инфраструктурой поддержки МСБ ресурсных центров. То есть в законопроекте ставят в центр не расширение мер поддержки НКО, а допуск к субсидиям на поддержку НКО еще одного института — инфраструктуры поддержки МСБ. Статуса инфраструктуры поддержки НКО пока нет. 

«Мы знаем, как это будут трактовать региональные правительства и бюджеты. Центры поддержки МСБ поглотят ресурсные центры, потому что они будут единственной, с описанным статусом, поддержкой НКО, и мне кажется, нужно тогда прямо в профильном законе прописать норму о том, что поддержка оказывается через организации поддержки СО НКО», — отметила Маковецкая. 

По ее мнению, так может уйти специфика поддержки некоммерческих организаций. 

По словам Ольги Сидоровой, члена ОП РФ и Югры, программы поддержки МСБ в регионах в основном финансируются за счет субсидий из федерального бюджета. Если федеральных средств не будет, вряд ли регионы за счет своих бюджетов будут использовать меры поддержки, прописанные в законопроекте.    

«Если инфраструктура поддержки МСБ получит федеральные деньги на поддержку НКО, это, с одной стороны, хорошо, с другой, может перекосить ситуацию и создать угрозу существующей поддержке НКО. Возможно, надо сначала вносить изменения в закон об НКО, чтобы закрепить там понятие инфраструктуры поддержки НКО», — отметила Тополева. 

Путь законопроекта

Для открытости обсуждения законопроекта на базе Общественной палаты, Госдумы и Совета Федерации Любовь Глебова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, предложила создать рабочую группу. Она поможет «не потерять» все предложения к проекту. 

«Нам надо изначально заявить, что с принятием этого законопроекта наша работа не заканчивается. Не менее важная часть — нормативно-правовые акты, которые должны быть сформированы для реализации закона», — подчеркнула Глебова.

По материалам asi.org.ru
Фото pixabay.com





            

                

       

  


             


      






Великий Новгород, ул. Мусы-Джалиля - Духовская, 23
8(8162) 73-81-85, nrofsnp@gmail.com