ПАРТНЕРЫ ФОНДА

















Главная » Активное поколение » Новости » Обучение иностранным языкам людей пожилого возраста: биографические методы

Обучение иностранным языкам людей пожилого возраста: биографические методы

30 ноября 2019

Из опыта работы языковых клубов при Библиотечном Центре «Читай-город» (Великий Новгород)

В любой обучающей деятельности, в том числе, при обучении иностранным языкам, используются методы, в наибольшей степени отвечающие возрастным особенностям учащихся.

Обучение иностранным языкам людей пожилого возраста: биографические методы, изображение №1

Особенности людей старшего возраста – с одной стороны, замедление реакции при более быстрой утомляемости; снижение способности к концентрации внимания, некоторое уменьшение возможностей памяти, с другой – повышенная мотивация, осознанное решение изучать/повторить язык, и, разумеется, огромный жизненный опыт. Биографические методы обучения как нельзя более отвечают задачам педагогики взрослых.

Например, задача, которая нередко вызывает затруднения у совсем молодых людей – рассказ «о себе и своей семье» - охотно принимается в группах людей среднего и старшего возраста. Им действительно есть о чем рассказать: в их жизни было достаточно событий: профессиональная и семейная жизнь, трудности и победы, увлечения, путешествия и переезды. Так же долго и эмоционально они могут говорить о своей семье и друзьях. Желание как можно точнее донести до слушателей то, что им интересно – стимул для пополнения словарного запаса.

Неизменно вызывает интерес у слушателей предложение «разобрать», «порепетировать» на изучаемом языке сложные ситуации, с которыми они реально сталкивались в быту, например, в путешествии, в общении с иностранцами. Эмоциональная составляющая личного опыта способствует повышенной концентрации внимания и лучшему усвоению материала. А знание, что теперь-то подобную проблему можно будет решить «грамотнее» способствует повышению уверенности в себе и повышает мотивацию посещения занятий.

Обучение иностранным языкам людей пожилого возраста: биографические методы, изображение №2

Другой метод – творческие задания, когда наши «студенты» разрабатывают собственные мини-проекты на иностранном языке. Тема, форма мини-проекта соотносится с профессией, общественной деятельностью или увлечениями того, кто за нее берется: например, рассказ-презентация о стране, где рассказчик побывал, городе, где он когда-то жил, малоизвестных страницах истории нашего города. В планах также мини-мастер-классы рукодельниц и кулинаров на изучаемых языках, - если аудитория согласится на этот эксперимент.

Вообще, разумеется, при работе со взрослой аудиторией очень важно согласовывать и темп обучения, и формы, и методы. Очень важно учитывать и предыдущий опыт изучения иностранных языков. Отторжение, вплоть до потери интереса к занятиям или веры в себя, могут вызвать отличающиеся от привычных «со школы» (30-50 лет назад) формулировки правил, требований к произношению, непривычная организация материалов в учебниках и пособиях, слишком «детские» тексты, примеры, задания.

Опыт показывает, что если основная часть пожилой аудитории изучает язык не «с нуля», а, скорее, восстанавливает знания, практичным учебником для первых недель или месяцев может стать, например, самоучитель для взрослых, выпущенный во времена «молодости» обучающихся. Его преимущества – привычная манера изложения материала, достаточно «взрослый» контент упражнений и текстов, наличие справочных материалов на русском. Затем, постепенно, можно переходить к современным учебным материалам, с более актуальной лексикой и идиомами.

Обучение иностранным языкам людей пожилого возраста: биографические методы, изображение №3

Сотрудничество с обучающимися, уважение и конструктивное использование их жизненного опыта – важные факторы повышения эффективности изучения иностранных языков; в особенности – учащимися старшего возраста.

Проект реализуется в рамках программы «Активное поколение» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Новгородского Фонда Содействия Некоммерческим Проектам» и при поддержке Альянса «Серебряный возраст»

По материалам БЦ "Читай - город"






            

                

       

  


             


      






Великий Новгород, ул. Мусы-Джалиля - Духовская, 23
nrofsnp@gmail.com
Активное поколение