ПАРТНЕРЫ ФОНДА

















Главная » Ресурсный центр НКО » Социальное предпринимательство » Новости » Как обучение сотрудников НКО влияет на развитие третьего сектора России: результаты исследования

Как обучение сотрудников НКО влияет на развитие третьего сектора России: результаты исследования

5 июля 2019

D-Group.Social и центр «Благосфера» представили результаты исследования российской экосистемы обучения сотрудников некоммерческих организаций.

Исследование проходило с февраля по май 2019 года, в нем приняли участие 33 руководителя НКО, которые за год суммарно обучают около девяти тысяч человек – как собственную команду, так и сотрудников других организаций в рамках тематических программ развития. С ними проводились групповые встречи и индивидуальные интервью. 

Основные выводы исследования и комментарии экспертов — в материале «Филантропа».

 

Что это за исследование

В феврале-мае 2019 года D-Group.Social (АНО «Девелопмент-Групп») в партнёрстве с центром«Благосфера» провела стратегическую сессию и серию глубинных интервью с представителями НКО, которые вкладываются в развитие своих сотрудников, и экспертами в области обучения и развития в некоммерческом секторе, включая представителей федеральных и региональных ресурсных центров – провайдеров и организаторов обучения для сотрудников и волонтёров НКО. В исследовании приняли участие 33 человека из различных регионов России, совокупная аудитория которых в части обучения и развития ежегодно составляет порядка девяти тысяч человек по всей России.

Зачем оно нужно

Цель исследования – изучение экосистемы обучения и развития сотрудников и волонтёров НКО, фиксация текущей ситуации в сегменте развития управленческих и коммуникационных компетенций, трендов развития этой ситуации; выявление запроса целевой аудитории, картирование ключевых зон развития сотрудников НКО на сегодня (с перспективой до 3 лет в заданном сегменте).

Под экосистемой понимается саморегулируемая система, состоящая из всех участников процесса заинтересованных лиц, а также из совокупности знаний, экспертизы, инструментов и инфраструктуры для его обеспечения, в которой каждый из компонентов оказывает влияние на процесс обучения сотрудников НКО, а исключение любого такого компонента влечёт за собой кардинальную перестройку системы вплоть до её исчезновения.

«И мы, и Благосфера являемся провайдерами программ обучения и развития для сотрудников НКО, и для качественного развития нашей деятельности нам важно было понять не только запрос коллег из НКО, но и спрогнозировать развитие этого запроса с учетом быстрых внешних и внутренних изменений.

Полученные данные позволят продумывать такие программы обучения, которые смогут быть максимально полезными сектору», — говорит Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social.

Что особенного в исследовании

«Мы – первые, кто решился начать изучать экосистему обучения сотрудников НКО. Важно, что в нём приняли участие не только федеральные, но и региональные провайдеры программ обучения, а также руководители НКО самых разных направлений и размеров (от 2 до почти 100 штатных сотрудников). Таким образом на экосистему нам получилось посмотреть с разных сторон», — говорит Инга Моисеева.

Основные выводы исследования

  1. 1.     Есть запрос на обучение

В настоящее время полноценной экосистемы обучения и развития сотрудников и волонтёров НКО в России не существует, но многое говорит о постепенном её формировании.

В качестве экспертов («преподавателей») респонденты хотели бы видеть профессионалов, имеющих практический опыт, желательно из бизнеса, но обязательно понимающих специфику некоммерческого сектора.

 2. Руководителям и сотрудникам не хватает проактивности

3. Развитие этой сферы может принести негативные последствия

4. Сложно выбрать качественный вариант обучения

5. Обучение, особенно индивидуальное, — это дорого

6. Качественных услуг очень мало

Чему хотят учиться сотрудники НКО

Направления обучения и развития, которые остаются актуальными уже долго.

ТОП – 10 управленческих компетенций:

1. Менеджмент в организации (отдельно респонденты выделяют навык планирования)

2. HR и работа в команде (отдельно респонденты выделяют навык дачи обратной связи)

3. Эмоциональный интеллект

4. Личная эффективность менеджера

5. Построение и развитие партнерств

6. Проведение обучающих мероприятий (в том числе тренингов и фасилитационных сессий)

7. Насмотренность

8. Организационное развитие

9. Социальное проектирование и управление проектом

10. Управление финансами

ТОП – 10 в коммуникациях:

1. Универсальные базовые навыки коммуникации

2. PR и построение информационных партнёрств

3. Публичное выступление

4. Фандрайзинговые коммуникации

5. Рабочий английский язык

6. Маркетинговые коммуникации

7. Навык работы с презентацией (hard skills)

8. Навыки работы с сайтом (hard skills)

9. Развитие общественных пространств

10. SMM

Что говорят эксперты

Марина Михайлова, директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант», участник исследования:

«Даже само участие в этом исследовании позволило мне проанализировать систему развития сотрудников  в нашей организации. Думаю, что возможность познакомиться с его результатами подтолкнёт многих руководителей НКО задуматься над тем, как в их организации решаются вопросы повышения квалификации персонала, и какие качества необходимо развивать в сотрудниках и волонтерах. На мой взгляд, очень важно, чтобы с этим исследованием познакомились не только руководители НКО, но и те организации, которые производят различные образовательные продукты для сотрудников некоммерческих организаций. Это позволит им скорректировать свои программы с учетом интересов и запросов НКО.

В результатах исследования есть портрет «идеального сотрудника», и среди необходимых качеств отмечены стрессоустойчивость и гибкость. Это, на мой взгляд, полностью отражает сегодняшнюю ситуацию.

Сейчас спектр задач, которые требуется решать сотруднику, такой широкий, а скорость изменений такая высокая, что от любого сотрудника требуются именно эти качества. Но, конечно, необходимость высокого профессионализма никто не отменял. Сотрудник, работающий в некоммерческой организации, должен быть не просто энтузиастом, а высокопрофессиональным специалистом». 

Елена Чернышкова, директор Центра исследования филантропии и социальных программ бизнеса:

«На рынок труда в некоммерческих организациях оказывает влияние множество факторов. Например, в НКО стали приходить молодые люди, нередко с опытом работы в бизнесе или в госструктурах, которые никогда раньше благотворительной тематикой не занимались. Они на все смотрят по-другому, ими нужно иначе управлять, и в итоге работа в НКО ведётся иначе. Ещё один фактор — это появление нового типа крупных и платежеспособных работодателей, я имею в виду, прежде всего, большие «пригосударственные» фонды, созданные по инициативе и при поддержке государства, однако формально зарегистрированные как НКО.

Также постепенно развивается сектор услуг для НКО (образование, финансовые и юридические услуги, консалтинг), также отчасти представленный некоммерческими организациями, которые, кстати, часто организованы бизнесменами. Эти и другие факторы оказывают влияние на ситуацию в целом. 

На мой взгляд, большая ценность проведенного исследования в том, что удалось сформулировать достаточно чёткий запрос на формат и содержание образовательных программ, а также сформулировать перечень компетенций для сотрудников НКО, которые нужно развивать.

При этом вовсе не обязательно, чтобы все перечисленные компетенции были собраны в одном человеке. Скорее я воспринимаю этот список как «образ мечты». Хотя и мечты иногда сбываются. Но всё же, на мой взгляд управленца, представленный перечень компетенций скорее похож на профиль команды, а не одного человека. И если это так, то успех проекта зависит от управленческого подхода — искать или обучать одного идеального человека или сформировать команду, которая коллективно закроет необходимые компетенции». 

Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера»:

«Сам процесс проведения исследования, уровень заинтересованности руководителей НКО в обсуждении вопроса, рефлексия и самокритичность вызывают уважение. Многие результаты исследования заставляют делать неожиданные выводы. Например, результаты, описывающие форматы обучающих программ. Если звучащее лейтмотивом требование про практикоориентированность и минимальный   физический отрыв сотрудников от рабочих мест понятно и ожидаемо, то достаточно негативные оценки онлайн-курсов вызывают удивление. Это при том, что их число и качество в настоящий момент растет. Также много пространства для размышления дает отсутствие сформулированного запроса на обучение ценностным вещам, умению видеть «большую картинку». Возможно, провайдерам обучающих программ стоит подумать, как отвечая на запрос повышения устойчивости конкретной НКО, включать и ценностные темы, без которых невозможна подготовка лидеров сектора».

Роман Склоцкий, директор Центра развития филантропии Благотворительного фонда Владимира Потанина:

«В исследовании поднято много интересных вопросов, подлежащих дальнейшему осмыслению и связанных с развитием человеческого капитала некоммерческого сектора. Особенно ценной мне представляется попытка рассмотреть совокупность инициатив в сфере обучения и развития как единую экосистему.

Именно комплексный и долгосрочный подход позволит сектору ответить и на вызовы сегодняшнего дня, связанные с профессионализацией текущего кадрового состава сектора, и на острейшие вопросы завтрашнего дня, связанные с подготовкой молодых кадров для НКО и обеспечением лидерской преемственности.

Результаты исследования наглядно продемонстрировали, что работа в некоммерческом секторе — это такая же профессиональная деятельность, как и в любой другой отрасли. И формирование модели компетенций сотрудника НКО уже не пожелание, а абсолютная необходимость. На мой взгляд, проактивная позиция лидеров НКО как заказчиков на обучение и внимание доноров к этой функции инфраструктуры могут стать драйверами в развитии этой темы».

Познакомиться с полной версией результатов исследования можно здесь.

По материалам philanthropy.ru
фото pixabay.com






            

                

       

  


             


      






Великий Новгород, ул. Мусы-Джалиля - Духовская, 23
nrofsnp@gmail.com